Шахматы ДОП 2023- 2024

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кленовская средняя школа»
Жирновского муниципального района Волгоградской области

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа физкультурно-спортивной направленности

«Шахматы»
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:
Птицын Олег Владимирович,
учитель ОБЖ

1

с. Кленовка, 2023 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»
предназначена для получения базовых знаний по предмету. Программа позволяет
создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и поддержать
одарённых обучающихся.
«Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на
несколько «ходов» вперед. А главное, воспитывают характер». (В.В. Путин в
послании участникам Чемпионата мира).
Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта
и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие
ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина.
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и
творческий характер шахмат, повышает уровень общей образованности детей,
способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала,
воспитывает навыки волевой регуляции характера. Дополнительная общеобразовательная
физкультурно-спортивной направленности, предназначенная для детей средней школы,
разработана на основе нормативной базы дополнительного образования:
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 172-р об
утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей».
Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №
613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
Актуальность программы заключается в том, что
- при серьезном увлечении шахматами у обучающихся уменьшается рассеянность на
занятиях, появляется интерес к книге (шахматы – «книжный вид спорта»), к
компьютерным программам для изучения теории игры;
- развивается у юных шахматистов аналитические способности. От анализа шахматных
позиций они постепенно переходят к анализу ситуаций, с которыми они сталкиваются в
жизни.
- обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих
сверстников,
- открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа;
- расширяется круг общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Популярность шахмат велика. В них играют десятки миллионов людей. Особенно
любимы шахматы у нас в стране – самой мощной шахматной державе, в которой живут
чемпион мира и пять экс-чемпионов, а также многие выдающиеся гроссмейстеры,
творчество которых обогатило шахматы прекрасными произведениями.
Занятия шахматами способствует гармоническому развитию многих важных
сторон личности. В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное
мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к
концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к
выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение
– делать ходы, осуществлять определенные замыслы – способствует формированию воли,
2

решимости, и эмоциональной деятельности, поэтому реализация данной программы
соответствует потребностям времени.
Эффективность и педагогическая целесообразность заключается в том, что
в реализуемой программе «Шахматы» осуществляется связь с общим образованием,
выраженная в более эффективном и успешном освоении обучающимися
общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому
и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели и
самостоятельной работы.
Новизна программы.
Новизна представлена в углубленном изучении отдельных тем. Основной упор на
занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее
игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе
обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать
выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Отличительные особенности программы.
Шахматное образование включает в себя повышение уровня общей образованности детей,
знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных
способностей и интеллектуального потенциала обучающихся, воспитание у детей навыков
волевой регуляции характера.
Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным
потенциалом обучающихся: мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих
способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в своих силах и
умения преодолевать трудности.
В программе почти половина учебного времени отводится тактике. Это не случайно.
Очень важно овладеть тактическим оружием, чтобы уметь находить скрытые
возможности, понимать замысла противника, изобретательно, творчески играть. Многие
выдающиеся шахматисты были в начале своего спортивного пути тактиками и лишь
потом успешно овладевали тонкостями
позиционной игры. Подобранные в программе примеры вполне посильны для
начинающих шахматистов. А сложные комбинации включаются в тематику соревнований.
Кроме того, отличительные особенности программы «Шахматы» от других уже
существующих заключается в том, программа вариативна, может корректироваться в ходе
деятельности самого обучающегося. Юный шахматист с помощью педагога может
выступать в роли организатора своего образования: формирует цели, отбирает тематику,
составляет план работы с учетом своих индивидуальных качеств
Адресат программы – дети в возрасте 14-16 лет.
Количество учащихся в группе: от 10 до 15 человек.
Уровень освоения программы: - базовый.
Форма обучения – очная.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы – 1 год.
Формы организации и режим занятий
Основными формами организации образовательного процесса являются групповые
занятия.
Также предусматриваются такие формы, как:
- дидактические игры;
- беседа;
- задания;
- соревнования.
- самостоятельные тренировки
Регулярность занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу, итого 98 часов за год.
2. Цель и задачи программы
Цель: подготовка юных шахматистов, владеющих базовыми навыками
3

стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры.
Задачи программы:
Личностные
- создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- личностный рост каждого ребенка из года в год, от соревнования к соревнованию
Метапредметные
- обучение умению самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной
учебной деятельности- обучению игре в шахматы;
- формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
- способствование интеллектуальному развитию обучающихся; развитие у них
логического и образного мышления, памяти, внимания, усидчивости.
Образовательные (предметные)
- обучение детей знаниям основных стратегических и тактических идеях большинства
дебютных построений, встречающихся в шахматной игре, и навыкам построения своего
дебютного репертуара.
- способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной тактики и техникой
расчета вариантов в практической игре;
- усвоение обучающимися стратегических основ шахматной игры, методов долгосрочного
и краткосрочного планирования действий во время партии;
- знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных стратегических
приемов в типовых положениях;
- освоение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного
перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях.
- комплексное формирование основ шахматной культуры.
Проведение внутреннего турнира по итогам учебного года.
3 Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Наименование
разделов /тем

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Формы
аттестации/контроля

1

Вводное занятие.

2

6

8

Практические задания,
опрос,
педагогическое
наблюдение.

2

История
шахмат

4

-

4

Опрос

развития

4

3

Основы дебюта.

6

20

26

Практические задания,
педагогическое
наблюдение,
тренировочные игры с
компьютером.

4

Основы
миттельшпиля

6

20

26

Практические задания,
разбор
специально
подобранных позиций.
тренировочные игры с
компьютером.

5

Основы эндшпиля

6

20

26

Практические задания,
разбор
классических
партий тренировочные
игры с компьютером.

6

Турниры

1

7

8

Практические задания,
опрос,
шахматные
турниры, разбор партий

Всего

25

73

98

Раздел № 1.

Вводное занятие.
Теория Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка.
Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение
шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур.
Практика. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в
два хода без жертвы материала и с жертвой материала. Практика матования одинокого
короля. Игровая практика с записью шахматной партии.
Раздел №2.

История развития шахмат. Теория. История распространения шахмат в средние
века. Шахматы в западном и восточном мире. Появление и распространение шахмат в
России.
Раздел №3.

Основы дебюта.
Теория. Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте. Невыгодность раннего ввода в игру
ладей и ферзя. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание
“пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное
расположение. Связка в дебюте.
Практика. “Мат в 2 хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Нужно ли
побить пешку?”; “Захвати центр”; “Можно ли сделать рокировку?” и др. Игровая
5

практика.
Раздел №4.

Основы миттельшпиля.

Теория. Общие рекомендации о том, как играть в
середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода
и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения,
отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения
пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия.
Практика. Игровая практика. Дидактическое задание “Выигрыш материала”, “Мат в 3
хода”, “Сделай ничью” и др. Теоретические занятия: Комбинации для достижения
ничьей.
Раздел №5.

Основы эндшпиля.

Теория. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня,
ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя).
Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона
(простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи).
Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в
ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при
помощи своего короля.
Практика. Дидактические задания “Мат в 2 хода, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”,
“Квадрат”? “Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика Оппозиция. Пешка на седьмой,
шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные
ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка
против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
“Выигрыш или ничья?”, определить, выиграно ли данное положение; “Куда отступить
королем?”, надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы
добиться ничьей; “Путь к ничьей”, точной игрой надо добиться ничьей.
Раздел №6.

Турниры

Практика Диагностические турниры между воспитанниками.
Анализрезультатов турниров. Разбор типичных ошибок. Решение практических
задач на устранение ошибок. Итоговые занятия.
Практика. Выполнение практических заданий (Электронное учебное пособие
«Путешествие в мир шахмат». Задания к теме «Шахматные комбинации»).
4. Планируемые результаты
В результате прохождения курса, обучающиеся овладеют следующими универсальными
учебными действиями:
Личностные результаты:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
В сере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее
самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по
предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою
деятельность;
-средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку
деятельности на занятии.
В сере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей
команды.
В сере коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
- рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности;
- приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре;
- освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения,
соревнования).
Предметные результаты:
Учащиеся научатся: - ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доске между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.
- ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой
позиции;
- понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
- сравнивать и анализировать действия других игроков;
- разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили;
- осуществлять простейшие комбинации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;
- использовать базовые понятия.
Учащиеся получат возможность научиться:
- разбираться в шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- разбираться в шахматных фигурах: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и
взятия каждой фигуры;
- применять выигрышные стратегии матования одинокого короля;
- реализовывать основные идеи комбинаций различных типов;
- различать понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
- находить слабые и сильные поля, силу и слабость изолированных пешек в центре,
централизацию блокады.
7

1. Календарный учебный график программы:
Календарный график
Срок
обучения/
№ группы

Дата начала
обучения по
программе

12 месяцев/
1 группа

01.09.2022

Дата
окончания
обучения по
программе
18.08.2023

Всего Количество Количество Режим
учебных учебных
учебных
занятий
недель
дней
часов
50

98

Вторник,
среда,
по 1 часу

98

Сроки
контроль
ных
процедур
10-31 мая
2023 г.

КАЛЕНДАРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Дат
а

Вре
мя

Тема занятия

Кол
-во

Форма
занятия

Место
проведен
ия

Форма
контроля

часо
в
Раздел 1. Вводное занятие.

8

1

Поля. Ходы
фигур,
взятие.

1

Беседа,
обучающая игра.

Каб. № 15

Беседа

2

Рокировка.
Превращение
пешки.
Взятие
на
проходе.
Шах,
мат,
пат.
Начальное
положение.
Ценность
шахматных
фигур.
Матование
одинокого
короля.
Решение
учебных

1

Беседа,
обучающая игра.

Каб. № 15

Выполнение
игровых
заданий,
решение задач

1

Беседа,
обучающая игра.

Каб. № 15

2

Практика, игра

Каб. № 15

3

4

8

5

Шахматная
нотация.
Обозначение
полей.
Обозначение
7
фигур
и
терминов.
Краткая
и
полная
шахматная
нотация.
Игровая
8
практика
с
записью
шахматной
партии.
Раздел 2. История развития шахмат
6

История
распростране
ния шахмат в
средние века.
10
Шахматы в
западном и
восточном
мире.
Появление и
11
распростране
12
ние шахмат в
России.
Раздел 3. Основы дебюта.
9

13,
14,
15,
16
17,
18,
19

Каб. № 15

положений
на мат в два
хода
без
жертвы
материала и с
жертвой
материала.

Коротко
о
дебютах.
Принципы
игры
в
дебюте.
Невыгодност
ь
раннего
ввода в игру
ладей
и
ферзя.

1

лекция

Каб. № 15

опрос

1

Видеоурок

Каб. № 15

Обучающая игра

опрос,
выполнение
заданий

Обучающие игры, Каб. № 15
беседа

Выполнение
заданий

Лекция,
видеоурок

Каб. № 15

Опрос,

Лекция,
видеоурок

Каб. № 15

1

4
2

2

Тестирование
по истории
шахмат

26
4

Обучающие игры Каб. № 15
Педагогическ
ое
наблюдение,

3

Обучающие игры Каб. № 15

Решение
задач

9

20,
21,
22

23, 24,
25, 26
27,
28,
29,
30
31,
32,
33,
34
35,
36,
37,
38

Быстрейшее
развитие
фигур.
Понятие
о
темпе.

3

Обучающие игры Каб. № 15

Гамбиты.

4

Обучающие игры Каб. № 15

Борьба
центр.

за

4

Обучающие игры Каб. № 15

Связка
дебюте.

в

4

Практика.Обучаю Каб. № 15
щие игры

Безопасная
позиция
короля.
Гармоничное
пешечное
расположени
е.
Раздел 4. Основы миттельшпиля

4

Обучающие игры Каб. № 15

26
2

Теоретическое
занятие.

Каб. № 15

41, 42,
43

Общие
рекомендаци
и о том, как
играть
в
середине
шахматной
партии.
Тактические
приемы.

3

Каб. № 15

44,
45,
46

Связка
в
миттельшпил
е.

3

разбор
специально
подобранных
позиций,
решение задач

Двойной
удар.
Открытое
нападение

2
Игровая
практика.

Каб. № 15

39,
40

47,
48
49,
50
51, 52

53,
54,
55

Открытый
шах.
Двойной шах.

2

Решение
задач,
шахматные
турниры
внутри
объединения,

2

3

10

56,
57,
58

Матовые
комбинации
на мат в 3

3

хода
59,
60,
61

62,
63,
64

Комбинации,
ведущие
к
достижению
материальног
о перевеса
Комбинации
для
достижения
ничьей.

Раздел 5. Основы эндшпиля
65,
66,
67

68,
69,
70

Элементарны
е окончания.

3

Каб. № 15

практика.

Каб. № 15

разбор
специально
подобранных
позиций,
решение задач
Каб. № 15

3

26
3

Теоретическое
занятие. разбор
подобранных
позиций

Каб. № 15

3

Беседа, Разбор
примеров

Каб. № 15

Ферзь против
слона, коня,
ладьи
3

74,
75,
76

Ладья против
ладьи слона,
коня
Матование
двумя
слонами

77,
78,
79

Матование
слоном и
конем

3

80,
81,
82

Пешка
против
короля.

3

71, 72,
73

Игровая

3

Решение
задач

Игровая практика Каб. № 15

Разбор примеров

Каб. № 15

Решение
задач

11

83,
84,
85

86,
87

88,
89,
90

Пешка
проходит в
ферзи
без
помощи
своего
короля. и при
помощи
своего
короля.
Правило
“квадрата”.
Удивительны
е ничейные
положения

Раздел 6. Турниры

3

Самостоятельная.
тренировочные
игры с
компьютером

2

Видеоурок
Каб. № 15
игровая практика

3

Видеоурок
задачина
достижение
ничьей

8

91

Правила
проведения
турниров

1

лекция

92-97

Проведение
турниров
различных
возрастных
категорий и
разных
уровней
подготовки

6

игры

Каб. № 15

Итоговое
занятие

1

Подведение
итогов

Каб. № 15

98

Каб. № 15

Результативно
сть игр

12

5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для эффективного обеспечения образовательного процесса занятия проходят в кабинете,
отвечающем требованиям техники безопасности и оформленном необходимым наглядным
материалом.
Материально-техническое обеспечение:
- столы для игры в шахматы;
- шахматные доски с набором шахматных фигур;
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;
- шахматные часы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
программы
Занятия включают теоретическую и практическую части. Теоретическая работа с
обучающимися проводится в форме: - лекций; - бесед; - анализа сыгранных партий; разбора партий известных шахматистов. Практические занятия могут быть организованы
в виде: - сеансов одновременной игры с педагогом; - решения практических заданий; шахматных турниров.
При проведении занятий используется: учебная и научная литература, таблицы по
шахматам, схемы, плакаты, настольные игры, карточки, дидактический и контрольнодиагностический материал.
Кадровое обеспечение
Программу реализует учитель ОБЖ – О.В. Птицын;
Образование – высшее;
Квалификационная категория – вторая (базовая).
Формы аттестации/контроля
В основу изучения программы «Шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение
13

которых определяются определенными результатами. Для отслеживания результатов
предусматривается педагогический контроль, который направлен на определение уровня
усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые
виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и
социального развития ребенка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всем протяжении ее реализации.
Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет
строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной
информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных
задач.
Оценочные материалы
Результативность работы по программе отслеживается на протяжении всего процесса
обучения.
Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и
упражнений с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
- Самооценка и самоконтроль: определение обучающимися границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
еще предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
- содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Динамика развития обучающихся фиксируется педагогом:
- внутренняя система оценки на основе сформированности целеполагания, развития
контроля, самооценки;
- внешняя система оценка на основе результативности участия в соревнованиях,
викторинах.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий:
чем
помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно,
выше развивающий эффект занятий;
- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность детей
обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется,
справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно.
Методы диагностики результатов.
- Разбор партий обучающихся (не имеет количественных критериев, но может показать
уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как
демонстрирует общий уровень понимания игры).
- Зачеты по эндшпильной технике.
- Соревнования по техническим позициям эндшпильного типа или этюдным позициям.
- Конкурс "Угадай ход"
- Компьютерная диагностика с использованием вышеописанных обучающих программ.
- Викторина по истории шахмат
- Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с другими
обучающимися.
6. Методические материалы
Интернет-ресурсы
14

Обучение

шахматам

онлайн

http://chessdeti.ru/articles/obuchenie-shahmatam/urok-29-

otvlechenie-i-zavlechenie.html
Шахматная академия https://chess-academy.ru/
Шахматно-шашечный клуб, обучение http://fenix64.com/
Шахматы
онлайн,
решение
задач
https://chess-samara.ru/library/problems.html,
https://chessmatenok.ru/
Тестирование, шахматные задачи: https://chessok.net/zadachi/ ,

Игры, блиц-турниры; http://chessproblem.ru/
Выполнение заданий соревновательного характера https://chessfield.ru/chess-puzzles (игры
на время, сеанс одновременной игры);

1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

7. Список литературы
Авербах. Ю. О чем молчат фигуры. Москва, 2007. http://whychess.ru/466molchatfigyru.html
Котов А. Тайны мышления шахматиста. – ФиС., Москва. 2008.
Костров В. и Давлетов Д. Обучение шахматам онлайн или Эта книга научит играть в
шахматы детей и родителей. 2013
Костров В, Давлетов Д. Шахматы для детей и родителей. Изд-во: Русский шахматный
дом, 2015
Костров В. Шахматный решебник. Завлечение. Изд-во: Литера, 2013 г.
Костров В., Рожков П., «Шахматный решебник», Русский шахматный дом, 2016.
Сухин. И.Г. Шахматы для детей. Изд.: АСТ, 2014
Сухина И.Г."Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя" Обнинск:
Духовное возрождение, 2013. – 120 с., ил.

Приложение №1
Основные виды матов и матовых конструкций (таблица) https://kinderchess.ru/wpcontent/uploads/osnovnye-vidy-matov-i-matovyh-konstrukcij.pdf

Приложение №2
Тестовые диагностические задания по программе «Шахматы» .
1. Какая страна родина шахмат? А) Россия; В) Индия; Б) Китай; Г) Монголия.;
2. Сколько горизонталей на шахматной доске? А) 16; В) 8; Б) 64 Г) 32.;
3. Как называются косые ряды полей на шахматной доске? А) Вертикали В)
Диаграммы; Б) Горизонтали; Г) Диагонали.
4. Найди среди фигур тяжелую фигуру: А) Конь;
Б) Слон; Г) Пешка.

В) Ладья;

5. Назови среди фигур легкую фигуру: А) Ферзь; В) Слон; Б) Пешка;
Г) Ладья.
6. Какая фигура всегда ходит только на одно поле? А) Король; В) Пешка; Б) Конь;
15

Г) Ферзь.
7. Фигура, которая может превратиться в любую фигуру, кроме короля, достигнув
последней горизонтали: А) Конь; Б) Слон; В) Ладья; Г) Пешка.
8. Стадия шахматной партии, в которой происходит мобилизация сил, рокировка: А)
Миттельшпиль;
В) Дебют; Б) Эндшпиль; Г) Начальная позиция.
9. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются только пешки: А)
Миттельшпиль;
В) Дебют; Б) Пешечный эндшпиль;
Г) Стратегия.
10. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую, более ценную
фигуру: А) Рокировка; В) Связка; Б) Мат;
Г) Стратегия.
11. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не находится шахом,
но не имеет ни одного хода, причем все остальные фигуры и пешки также лишены ходов:
А) Мат;
В) Пат; Б) Ничья;
Г) Вечный шах.
12. Стадия шахматной партии, где главная цель – объявить мат противнику или принудить
его сдаться: А) Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Эндшпиль Г) Начальное положение.
13. Одновременное нападение на две фигуры: А) Ложка; В) Вилка; Б) Крышка;
Г) Тарелка.
14. Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает линию действия другой фигуры,
под ударом которой оказывается король? А) Двойной шах; В) Открытый шах;
Б) Кованый шах; Г) Спертый шах.
15. Партия, в которой, для достижения мата или захвата центра, жертвуется сильная
фигура: А) Стратегия, В) Гамбит; Б) Дебют; Г) Комбинация.
16. Самая ценная фигура в шахматном войске: А) Ферзь;
Г) Пешка.

В) Король; Б) Ладья;

ответы: 1)В 2)В 3)Г 4)В 5)В 6)А
7)Г 8)В 9)Б 10)В 11)В 12)Б
13)В 14)В 15)В 16)В
Критерии оценок: 15-16 баллов—«5» 14-12 баллов—«4» 11-8 баллов—«3» 7 и меньше—«2»

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».