Историческая справка Кленовской школы
17.04.2025
Историческая справка.
В 16-18 веках земли в нашем крае считались дворовыми. Они делились на ухожи и отдавались в оброк
сборщикам меда, охотникам на бобров, рыболовам, солепромышленникам. Отдельным
членам царской семьи назначались ухожи для получения с них доходов. Так
Л.К.Нарышкину было пожаловано 777 бортных ухожей по рекам Хоперу, Медведице,
Вороне, Елани.Первыми вольными поселенцами в нашем крае стали беглые люди из
центральной России, сюда же устремились беглые чуваши, мордва, татары из
бывшего Казанского царства, гонимые произволом помещиков, насильственной
христианизацией.
Село Кленовка основано во 2-й
половине 18-го века, переселенцами из Полтавской и Харьковской губернии
на правом берегу реки Щелкан. В слободе имелось семь колодцев, два деревянных
моста. Один был сооружен через р.Щелкан, а другой через овраг Кленовый. Через
село проходил большой тракт из Колокольцовки в Рудню. Жители занимались
исключительно сельским хозяйством. Сеяли рожь, пшеницу, овес, просо. Хозяйство
велось трехпольное, с паром. В 1886 году в слободе открылась собственная школа.
Она размещалась в простой избе вместе с домохозяевами. Топливо (солому) ученики
носили по очереди из дома. Учебники и школьные принадлежности покупали
родители. Кроме платы за аренду избы под школу родители платили учителю 30
копеек за ученика в месяц. По сведениям Саратовских епархиальных ведомостей,
еще в 1777 году в слободе на средства поселенцев была построена Никольская
церковь. Но она быстро обветшала. В 1820 году была вновь на средства прихожан
построена церковь во имя святого Николая Чудотворца.
К приходу Кленовской церкви относились хутор Майоровский, деревни Федоровка,
Тихменевка и Бутырка. Прихожан насчитывалось 2 тысячи 512 человек из 448
хозяйств. Жители - бывшие помещичьи крестьяне графа Калачева, малороссы. В архивной
справке, взятой из историческо - географического словаря Саратовской губернии
говорится, что в 1904 году была основана министерско - земская низшая школа в
с. Кленовка. Первой учительницей была
помещичья дочь, Клавдия Ульянова, но она в зиму уехала из села. Нa следующую осень приехал другой учитель Евгений
Петрович, но тоже вскоре уехал. В 1906 году стал учительствовать Степан
Иванович Кальянов. Детей в школу не пускали родители и Степану Ивановичу
приходилось ходить по дворам уговаривать детей идти в школу. В 1932 году
начальная школа шла реорганизована в семилетнюю. Директором школы до 1955 года
был Степан Иванович Кальянов. Школа размещалась в трех зданиях. В основном
здании было 2 класса, в другом здании было общежитие учителей и один
класс. В третьем деревянном здании размещалось два класса. Занятия проводились
в две смены - в первую смену учились старшие,
во второй смене младшие. Школа отапливалась соломой и кизиками, учителя
летом заготавливали кизики. Ходили в загот - скот и на ферму, резали навоз,
сушили, потом переворачивали, складывали в кучи и осенью убирали. Возили на
быках сухие кизики в сарай, который был против школы. В школе шло холодно,
температура не превышала 8- 10 градусов тепла. Ученики ходили из Тихменевки
пешком, расстояние 5 км. Приходили в зимнее время заиндевелые, часто
обмораживались. Чернила на перьях замерзали, приходилось дуть на перо, а потом
только писали. Подарки ученикам к праздникам давали скупые. Колхоз выделял пут муки, его продавала школа и на эти деньги
покупали подарки. Игрушки на елку
были бумажные, красили разными красками, самодельные. Елку ставили в
школе после 1952 - 53 годов. К каждому празднику каждый класс выпускал плакаты, газеты. Проводили мероприятия по выбор) профессии: оформляли альбомы, приветствия,
костюмы. Была школьная газета "Голос школы". Татьяна Сидоровна
начала работать с 1942 года в Кленовской школе. Анна Васильевна работала с 1964
года. В Кленовской школе с 1956 - 1960 год директором школы был Хромова В.П. В начале он был директором 8-ней школы, а
потом десятилетки. После Хромова был Поспелов Б.А. С 1960-1965 года
директором был Кудинов Иван Николаевич. После Кудинова И.Н. директором стал Фунтиков И.Д. В 1962-63 году было построено здание
новое интерната. В одной половине были квартиры учителей, в другой
интернат для учащихся. Работала вечерняя
школы. При школе был сад, благоухали сирени, много было смородины,
шатром раскидистые кроны клена.Учителя работали вечерами по ликвидации
неграмотности. Село было разбито на участки, были агитаторами в десятидворках
по выборам в Верховный совет. В день выборов все избиратели одевались хорошо и
рано утром являлись в свою десятидворку. С песней под гармошку шли вместе, на
голосование. Ежедневно после уроков занимались со слабыми учащимися, особенно
много в конце четверти. Учащиеся были плохо материально обеспечены, но к учебе
относились добросовестно, с большим старанием. В школе не было обедов, учащиеся
находились с утра до вечера без горячего питания. Были созданы рейдовые
бригады, которое проверяли подготовку уроков учащихся на дому. Хорошо работал
отрад дзержинцев, особенно когда его
возглавляла О.В. Городицкая. Интересно проводились тематические политинформации. Проводились хорошо
предметные вечера - литературные, исторические, математики и русского
языка. Ученики с интересом их посещали и принимали в них активное участие. В саду ставили весной скворечники. Школьники
старательно ухаживали за плодовыми и декоративными растениями. Делали
побелку, обрезку, очистку от мусора.
Ежегодно проводили демонстрации на октябрьские и первомайские праздники.
Ходили с шарами, лозунгами. После уроков много работали в колхозе. Помогали
убирать картофель, помидоры, кукурузу. К праздникам
готовили разнообразные программы. Преподавал уроки пения Бедрицкий
А.П. Коллектив учителей выступал с концертами в школе, в сельском клубе, выезжали в Федоровку. Учащиеся
школы часто выезжали в Жирновск на смотр художественной
самодеятельности. Исполнялись песни на
русском и немецком языках, танцы. Получали почетные грамоты за песнь «Бухенвальдский
набат» под руководством Пятакова И.Г. исполнялась песнь на немецком языке.
Выпускали газеты для родителей по классам, в которых освещали школьную жизнь.
Из архивных записей:
Кленовка
- степное, захолустное село в прошлом.
Ближайший культурный центр - Саратов - в двухстах километрах. Кленовские
"исторические даты" отмечались поездками в Саратов. Дело это
нелегкое: ездили на волах, с остановками "на подножном корму". Через
месяц возвращались и годами рассказывали о заключительном путешествии.
Полсотни
лет назад, впервые за всю историю, в Кленовке появился
"учитель". Это был молодой, гигантского телосложение поп,
пьяница и озорник. Квартирой у него была церковная сторожка. Сюда по вечерам сходились пять ровесников попа Данилы. Обучались
письму и чтению при свете лучины.
Колхозник Алексей Савельевич Пятибратов - один из бывших учеников попа Данилы. Ему уже семьдесят, но он хорошо помнит свою
"учебу" и изумительно рассказывает о ней.
Поп поставил условие: во время занятий он может и должен
бить за непонятливость и непослушание. Без этого все
равно не научиться ни чему. После занятий непременно угощать
"учителя" водкой,
в виде мзды за науку.
Для обучения "читаю" Данила выкладывал на стол
церковную книгу.
Пять голов, стукаясь лбами, таращили
глаза в страницу. Поп выбирал крупные,
заглавные буквы, тыкал в них пальцами
важно, нараспев, произносил:
-Бука зба-зба-а,
веди зло-зло-о.
Ученики гудели хором:
- Бука зба-зба-а...
Но,
что это значило - Алексей Савельевич до сих пор не возьмет в толк, потому
что, когда он попросит разъяснения,
Данила, как гирей, ударил его тяжелым кулаком по скуле "за
непонятливость". Алексей Савельевич выплюнул зуб на ладонь, стер с неё
кровь о коленку и больше сам вопросов не задавал, а старался толкнуть на это
товарищей. "За непослушание" и "за непонятливость" ученики
возили своего учителя на четвереньках через всю сторожку, до двери и обратно к
столу по пяти раз, по-десяти, по - пятнадцати.
Письму Данила обучал вразумительнее: ученик обязан был иметь
собственный гвоздь и чертить им на стене сторожки по штукатурке сначала прямую палочку,
а потом перешли к загогулине. На
загогулине первую Кленовскую школу захватила весна. Поп по разводью
поехал за водкой в волость и в Кленовку не вернулся. Его нашли утонувшим вместе с лошадью неподалеку от Кленовки в
речке Щелкане в глубокой яме. И сейчас
это место кленовцы называют Даниловой ямой.
В
1904 году в Кленовке обосновалась министерско - земская низшая школа в избе
Фаддея Нименова. В неё из трехсот дворов ходило 20 мальчиков и одна
единственная девочка, ныне заведующая колхозными детскими яслями, Фоминова Наталья Яковлевна. Отец Натальи был
немедленно награжден прозвищем "Хабарь". Какой-то богач Хабаров в
Саратове учил своих дочерей в гимназии. Эту весть привезли в Кленовку на волах,
и она пригодилась как злейшая насмешка над бедняком-пастухом, пославшим свою дочку в школу.
Алексей
Савельевич - тоже потомственный пастух-телятник. Между его двумя сыновьями шла
борьба. Старший, Коля, просыпался, когда
еще все спали. Украдкой надевал отцовские сапоги с огромными задранными кверху
носами, цеплялся за рукав материнской шубы и удирал в школу. Младший, Павлуша,
проснется позже, поплачет и пропустит занятия. Второй пары сапог в семье не
было. Идти в школу было не в чем.
Клавдия Филатовна учила ребят.
Дочь разорившегося помещика,
бесприданница, старая дева, она
была зла на весь мир. Из под
её руки непрерывно потрескивала линейка
на головах малышей. А
когда уставала бить, ставила ребят
коленями на поджаренный
горох.
- На два часа на
горох! - кричала она. Стояли кучками больше, чей сидели за
партами. Голытьба, рвань, в белых
самотканых танцах, заплатанных по,
помногу раз. На холщевых рубашках непременно по две пуговицы, вырезанных
из изношенной подошвы, и поясок
собственного витья из конопли. На руках у каждого цыпки и короста.
- На неделю без
обеда! - гремела злая Филатовна, когда
Павлуша Пятибратов, стоя на горохе, вздумает коростовым пальцем почесать
нос: требовалось стоять без движения. К
ней перестали ходить учиться.
Отцы и не стремились посылать ребят:
- Такая
же "бука зба - зба" получалось, - говорит Алексей
Савельевич, - расписываться не научились
хлопцы.
На
берегу Волги, в селе Золотом, Степа Кальянов учился три года. Отец его Иван,
промышлявший рыбной ловлей,
тяжелой профессией грузчика и хлебопашеством, велел сыну не бить
баклуши, а учиться "ремеслу". Степа устроился к ткачам: сарпинку
ткали на золотовского богача.
Терпел пять лет. Уехал в Камышин попробовать удачи.
Сторожем поступил в реальное училище. Раздумывал: "Чему
же учатся такие большие?" Просил у реалистов что-нибудь
почитать. Читал жадно.
Кто-то объяснил, что можно экстерном
сдать экзамен на народного учителя.
Сторож Степан дни и ночи просиживал за книгами. Через
пять лет
попробовал держать экзамен. Провалили, не выдержал. Но спустя два года, снова
дерзает двадцатилетний сторож.
- Выдержал!
Как ни крутили меня - не сдавался, -
гово-
рит Кальянов.
Первый год ему доверили, как величайшую милость,
замещать больного
учителя в Таловке. Во второй, 1907 год,
в насмешку послали - в Кленовку, где и школы-то не было никакой.
Пугалась
кленовская детвора. Ну, как новый учитель будет еще хуже Клавдии Филатовны?
Идти или не идти в школу? С ужасом глядели ребята на избу Фаддея. А он -
единственный в Кленовке, кто уже видел
учителя, пугал:
"Этот
здоровенный, не то, что Филатовна! Этот стукнет по башке - по
шейку войдешь в землю!
Не
шли к учителю. Со двора во двор пошел сам Степан Иванович. Роздал тетради и
карандаши. На первый урок пришло одиннадцать мальчиков.
В
третью зиму Степан Иванович с учениками занимал особое здание, под соломенной
крышей, с земляным подом. Сюда, в
настоящую школу, просились из соседних деревень - Кольцовки, Тихменевки,
Майоровки. Обещали платить за ребят, но школа вмещала только 30 человек...
В безлунную зимнюю ночь школу
осаждала толпа. Пришли
малыши и взрослые, мужчины и женщины.
-
Степан Иванович, покажи день и ночь !...
В
классе на учительском столе стояла табуретка - глобус с воткнутыми булавками в
точке Москвы и Атлантического океана Павлуша Пятибратов держал свечу. Учитель
уверял, что солнце, как вот свеча, не
ходит вокруг земли, земля сама вертится. Он вертел глобус, просил следить за
тенью, за булавками и спрашивал: день или ночь в Москве? Пять долгих зимних вечеров
возился с глобусом учитель, пока не ощупали "землю" все кленовцы. Это
"открытие" потрясло
кленовские умы. Учителя полюбили.
На
четвертую весну ожидались первые за всю кленовскую жизнь экзамены. Ученики
испугались, перестали ходить в школу. Учитель опять ходил по дворам, уговаривал
посылать ребят в школу.
Ha сельской сходке
выбирали старосту. Кто-то крикнул в шутку:
"Алексея Савельича!" - и тут же загалдели: "Он неграмотный, нужно грамотного". Не удержался
пастух Алексей. Стукнул кулаком в грудь и рявкнул:
- Мой, Павлушка всю науку прошел у Кальянова. Вчера полный замент сдал!
Экзамен сдали всего лишь четыре ученика, но Степан Иванович Кальянов был безмерно рад и реплику Алексея Савельевиче воспринял, как публично преподнесенную благодарность. Эта благодарность
в сохранности и по сей день: Павел
Алексеевич Пятибратов - отличный бригадир
колхоза. В любой момент он выскажет
свою признательность и уважение Степану Ивановичу,
Таких живых благодарностей у Степана Ивановича под рукой нечислимое множество. Его ученик Вдовенко Алексей - председатель
сельсовета. Вдовенко Павел - секретарь. Двое, Пименов Егор и Сарычев Иван - председатели кленовских колхозов.
Из учеников Кальянова
не менее тридцати человек получили высшее
образование. Врачи и летчики, агрономы и педагоги, ветеринары и журналисты.
Сейчас в вузах и техникумах учатся 50 человек. Многие ведут переписку со
своим учителем. Каждое письмо - радость для учителя.
За
революцию три раза сгорала в пожаре Кленовка. Вся до былинки. Старой школы - как не
бывало. На середине широкой улицы
красуются теперь три огромных здания под
зелеными железными крышами.
Под крышей самого большого строго положено кистью:
"Кленовская неполная средняя школа"
В
ней обучаются 380 учеников. Девять учителей работа в школе. Она загружена двумя
сменами. Не хватает и трех зданий. Будут строить с весны еще два здания. Школа
вырастет в десятиклассную.
В
седьмом классе идет урок по литературе. Высокий, слегка сгорбленный, с подсеребренными усами, Степан Иванович рассказывает
ученикам о творчестве Льва Толстого. Он обстоятельно знакомит учеников со
временем, в котором жил и творил
писатель, с бытом, с социальными взаимоотношениями, с
философскими веяниями той эпохи.
Учитель - большой эрудит. Его слушают внимательно, буквально затаив дыхание. Все ученики -
дети бывших его учеников. Кальянова
приглашали в районную школу, как лучшего
в районе учителя. Он отказался.
......
Тридцать лет вынянчиваю Кленовку, да теперь - уйду -
не - ет! - Он показал на чистенького, светловолосого
ученика в пионерском галстуке. - Этот, пишет стихи. Чего доброго будет
знаменитость! А ведь корнями – то он пастух: дед, Алексей Савельич пас, и отец,
Павлушка, что у меня, учился, тоже
пастух. Вот какие "чудеса". Умнее учителя ученики становятся.
У Кальянова шестеро своих
детей. Три инженера. Один
изобретатель
по радиотехнике. Двое учатся в Кленовской шко-
ле. Степан Иванович не на шутку обеспокоен тем,
что его дети
и ученики обгоняют знаниями.
Он прищурил глаз и умно
пошутил?
-
А я с ними со всеми соревнуюсь, не глядя на старость: весной сдаю курс политической экономии и исторического материализма. Этим заканчиваю Сталинградский
педагогический институт
Учитель вырос вместе со школой. Анат.
Дьяченко
Когда я начал ходить в школу, то в классе Степана Ивановича над доской висел лозунг «Учитель! пред именем твоим позволь смиренно преклонить коленями» подпись Некрасов.
После
в разговоре с учителями и родителей Степан Иванович говорил: «Хороший учитель, не одно
лишь педагогическое мастерство, но
и высокие моральные качества. Должна быть
огромная культура, магнетизм волевой натуры, эрудиция, безукоризненный вкус,
беспощадная требовательность к своим коллегам, дар увлечения».
Он
любил детей как своих, так и школьников. Помню в 1925 году на октябрьские
праздники, после утренника детям раздавали,
конфеты. Степан Иванович стоял с мешком,
а мы, ученики стояли, в очереди и он каждому доставал горсть
конфет и давал. Когда подошла моя очередь,
то стоявший рядом родитель громко сказал: "Кальянов своему больше
зачерпнул"... Степан Иванович быстро
отстранил мою руку и дал следующему, а
мне так и не дал ничего. Я плакал от обиды: Степан Иванович говорил -
Всякий, кто хочет построить свое индивидуальное счастье, тот должен быть
кузнецом, строителем счастья всех рабочих и крестьян.
Когда
я учился в четвертом классе, то он
оставлял наш класс после занятий и читал нам
Гоголя "Тарас Будьба",
"Вечера на хуторе близ
Диканьки" и другие. Особенно он любил Гоголя и
часто нам говорил: "Знаете - ли украинскую ночь? О, вы не знаете
украинской ночи"...
Я помню как утром и вечером к Степану Ивановичу приходи-
ли жители Кленовки из окрестных деревень. Его спрашивали
по всем
вопросам: как прививать деревья, как устроить семейную жизнь, как сделать вклад
в сберкассу, как вылечить болезнь и т.д.
Степан
Иванович вел большую общественную работу, почти без сменно избирался членом
сельского Совета, иногда районного Совета и один раз избирался членом
Областного Совета. В 30-е годы он заочно закончил Сталинградский пединститут и
вступил в коммунистическую партию. Но он говорил, что дело не в членстве, потому, что он и так
был всегда коммунист. Степан Иванович часто выступал с лекциями на родительских
собраниях на самые различные темы,
начиная от астрономии и кончая медициной.
Всегда
выступал на митингах на майские и октябрьские праздники, Участвовал в
строительстве колхозного движения. Назвать колхоз "Волна Революции"
предложил Степан Иванович
Он
говорил, надо научиться верить в себя в той мере, чтобы упорно добиваться
задуманного, но не в той, чтобы испытывать довольство собой. Поэтому
когда в газете "Известия" 8 мая 1939 года Указом Президиума
Верховного Совета СССР он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, то
он говорил на митинге в Кленовке, посвященному этому событию:- "Вы говорил
мне много хвалебных слов, мне, доброму
простому, человеку. Я вас прошу меньше говорить об этом, а то вы меня
угробите. Ведь я обязан этим словам соответствовать, а, это очень
трудно".
Вручал
ему орден в Москве Михаил Иванович Калинин.
После, уже в пятидесятые года
Степан Иванович говорил: «Лауреатов среди школьных учителей нет, но и вряд - ли
без школьного учителя получится
лауреат".
29 апреля 1949 года в «Сталинградской Правде» было написано "За безупречную работу наградить орденом Ленина Кальянова Степана Ивановича учителя и директора Кленовской семилетней школы». В это же время ему было присвоено звание «Отличника народного
просвещения».
Но были и трагические случаи в жизни у Степана Ивановича.
Так,
24 декабря 1934 года умерла его дочь Тамара, которой было 18 лет, и училась она в Саратове. Телеграмму принесли ему прямо в школу, на урок. Он плакал, и ученики
не могли успокоить его. После,
многие месяцы во время объяснения урока он вдруг подходил к окну и долго
смотрел, не поворачиваясь. В это время в классе стояла абсолютная тишина.
Человек исключительной личной скромности, Степан Иванович не старался напоминать о себе и, тем не менее, люди разного поколений знали его, интересовались его жизнью, говорили нем. Люди, даже не знакомые, при встрече с ним сразу ощущали обаяние самой
его личности, его ровное, доброжелательное и неподдельное уважение к
собеседнику.
Степан Иванович всегда был поборником индивидуального подхода к школьнику. Он считал, что школа должна выработать, важнейший критерий оценки своих учеников - критерий самостоятельности, который он выше ставил критерия успеваемости, это должно происходить в школьном коллективе. «Школьный коллектив», - говорил Степан Иванович, - это школа гражданства, в котором
формируются качества активного участника
коммунистическое строительства. «Не надо забывать», - говорил он, - что в
школе ребенок
не только учится, в школе он живет».
История
новой Кленовской школы.
Новая Кленовская школа открыла свои двери для учеников 19 января 1983
года. Первым директором школы был Усачев Валентин Алексеевич.
Учителя основатели МОУ «Кленовская СОШ»
Шамшик А.П., Шамшик А.Я., Солохина Р.И., Пятибратова Л.Ф., Путинцева А.П.,
Вдовенко Е.П., Гузенко Т.И., Дурнищева Р.Т., Пименова Л.О., Гамулова Н.П.,
Ильина В.П., Студеникин В.В.
За время пребывания Валентина Алексеевича на этом посту (1982-1987
гг..), учебное заведение было лучшим по
многим показателям. Сама школа была эстетично оформлена, во дворе учениками и учителями были посажены
деревья, сооружена теплица, построена детская площадка (карусель, лодочки,
сказочная крепость), спортивная площадка. Учащиеся обрабатывали свои поля,
собирали с них урожай, который отправляли на фермы и свинокомплекс совхоза им.
Кирова. Производственные бригады учащихся помогали хозяйству ухаживать за животными.
За хорошую учебу и за трудовую деятельность ребята награждались
путевками. За время учебы ученики могли совершить путешествие по городам
России, чтобы лучше узнать историю своей страны.
В этот период славилась на весь Жирновский район школьная хоккейная
команда «Темп». Наши ребята заняли 1 место в Волгограде в игре на кубок
«Золотая шайба», были победителями, практически, всех районных соревнований. И
до сих пор школа дорожит теми кубками, которые были завоеваны.
В 80-е годы наш Жирновский район имел
дружеские связи с чехословацким городом Шумперком. Представители администрации, руководители
предприятий нашего района бывали в гостях в городе Шумперке. В составе одной из
делегаций была Ольга Евгеньевна Усачева. В 1985 году одна чехословацкая
делегация посетила нашу школу. Встретили гостей очень сердечно.
В 1987 году в Кленовскую школу были приглашены кубинские рабочие,
которые в это время обучались в НГДУ и УБР. Коллектив учителей и учеников
подготовил для гостей праздничную программу, провели увлекательную беседу. Эта
встреча принесла массу приятных впечатлений для обеих сторон.
В 2001 году с волонтерской миссией приезжал в ОАО «Кленовское»
американский фермер Дэмон Шумански. Он был приглашен в школу на встречу с
лучшими учениками, изучающими английский язык. За чашкой чая наш гость
рассказал о своей жизни в Америке, о своем хозяйстве. Поинтересовался у ребят
об их семьях, чем они занимаются. В свою очередь, ребята попрактиковались в
знании английского языка и расспросили гостя о его детях, о его увлечениях. В
знак дружбы Дэман Шумански подарил ребятам подарки и американский флаг.
В 2007 году Кленовская школа начала тесное сотрудничество с группой
компаний «Айтакс» и его руководителем Алексеем Валентиновичем Грицыной.
В результате совместной работы в МОУ
«Кленовская СОШ»была открыта комната «Боевой славы». Учащиеся, которые
трудились на территории «Айтакса» и составляли «Фронтовой альбом», были
награждены поездками в республику Беларусь, где стали участниками Международной
конференции «Мы - наследники Победы!»,
посвященной 300- летию битвы при Лесной, а так же посетили города Петербург,
Москва и др.
Коллектив группы компаний «Айтакс» посодействовал встрече коллектива
учеников и учителей с директором московской школы «Феникс» Юрием Ивановичем
Россихиным. И вот уже на протяжении нескольких лет эта дружба не прерывается.
В 2012 году ученики Кленовской школы в апреле и в июне посетили
московскую школу. Коллеги организавали досуг наших детей так, что у них о той
встречи до сих пор живы воспоминания. Под большим впечатлением дети были, когда
посетили Красную Площадь, увидели смену караула у Могилы Неизвестного солдата,
побывали в московском зоопарке, планетарии, цирке «Танцующие фантаны», и самое
значимое - посещении Храма Христа
Спасителя.
С 1995 года в школе действует детская организация «Алые паруса». За
время своего существования ДО позволила раскрыть лучшие свои качества многим
ученикам, которые принимали участие не только в школьных конкурсах, но и в
районных и международных фестивалях.
В 2011 году ребята приняли участие в 12 Международном фестивале «Детство
без границ».
3 место- Никишен Никита (10 класс) в номинации «Победитель глазами внуков и
правнуков»- фотоконкурс.
Лауреаты – Завалко Наталья, Андронова Виктория, Никишен Никита, Ерошенко Ирина
в номинации «Юный корреспондент».
В 2013 году приняли участие в районном фестивале «Мы- Наследники
Победы!», посвященному 70 летней годовщине Сталинградской битвы . Ученики школы
подготовили мини- спектакль о детях Сталинграда. Отмечены благодарственным письмом.
С 2010 года стала выходить газета
«Школьный вестник».
Большое внимание уделяется в нашей школе
не только учебному процессу, но и созданию условий для организации досуга и
здоровья школьников. На базе школы работают спортивно – оздоровительные секции:
хоккей, теннис, волейбол, легкая атлетика.
Больших профессиональных достижений добилась
учитель физической культуры Никишена
Светлана Михайловна (учитель высшей категории). Вот показатели выступлений
ее учеников.
Никишена Татьяна –Чемпионка
области по настольному теннису (2003 г), 3 место в областной олимпиаде по
физической культуре (2006), победитель в областной олимпиаде по физической
культуре (2007, 2008 гг.), 2 место во Всероссийской олимпиаде по физической
культуре (2008г), неоднократный победитель по настольному теннису, призер и
победитель соревнований по легкой атлетике.
Лесняк Федор – чемпион
области по настольному теннису (2003).
Игошин Артем – победитель
всероссийских соревнований по кик – боксингу в категории ушу-саньшоу.
Козачков
Алексей, Ерошенко Ирина, Пименова Юлия – призеры в областой олимпиаде по
физической культуре.
Сейчас за честь нашей школы по легкой
атлетике выступают Онищук Василина и
Ангелина, Гайшук Лиана, Жеглова Наталья (2012, 2013гг).
За время существования новой Кленовской
школы у ее руля стояли
·
Усачев
Валентин Алексеевич
·
Малышев
Анатолий Николаевич
·
Усачева
Ольга Евгеньевна
·
Высотский
Виктор Юрьевич
·
Дубровина
Алевтина Викторовна
·
Антонова
Галина Борисовна
·
Гугучкин
Сергей Николаевич
·
Никишен
Павел Юрьевич.
Каждый из директоров школы внес большой
вклад в ее развитие и очень хочется, что бы все государственные перипетии никак
не отражались на судьбе школы, ее учеников и учителей. И, обращаясь к нашим
школьникам, хочется им напомнить, что нет будущего школы без ее прошлого.